Четверг, 25.04.2024, 18:00
Приветствую Вас Гость | RSS
"Музыкальное искусство".
Главная » Статьи » О джазе » Свинг

Свинг
   К началу 30-х годов американцы оказались в состоянии экономического кризиса. Этот кризис 1929 года привел и к распаду большого числа джазовых ансамблей, как продолжающих традиционную линию (диксиленды, чикагское направление), так и многих оркестров раннеджазовой эпохи. На плаву остались преимущественно оркестры, играющие псевдоджазовую коммерческую танцевальную музыку. Следующий важный шаг в стилевом развитии был сделан в первой половине 30-х годов, причем сделали его, на первых порах, белые музыканты. В музыке не произошло никакой революции, это был эволюционный процесс. Известная в кругу негритянских джазменов музыка была вычищена, приглажена и подана под новым названием "свинг" (англ. "качание"). Так менеджеры пытались избавиться от несущего определенный негативный (в социальном смысле) оттенок жаргонного словечка "джаз". Одной из главных форм воплощения стиля "свинг" стала импровизация солиста на фоне подготовленного и достаточно сложного аккомпанемента. Этот стиль требовал от музыкантов хорошей техники, знания гармонии и принципов музыкальной организации. Главная форма такого музицирования - большие оркестры или биг-бэнды, получившие невероятную популярность среди широкой публики во второй половине 30-х годов.
   Состав оркестра постепенно приобрел стандартную форму. Он включал в себя от 10 до 20 человек. Наиболее характерный его инструментарий: 3 - 5 труб, 3 - 5 тромбонов, группа саксофонов, включающая кларнет, и ритм-секция, состоящая из фортепиано, гитары, струнного баса и ударных инструментов.
   Развитие биг-бэндов соответствует и переходу от линейного к гармоническому музицированию в джазе (от горизонтального к вертикальному, в связи с чем появилась и новая профессия аранжировщика). Т.е. отдельные голоса трех инструментов в традиционном джазовом стиле большой свинговый бэнд заменяет целым набором инструментов, где каждый из них имеет различный и вполне определеннный музыкальный голос (играет свою партию), но здесь в групповой форме эти инструменты выполняют такую работу, которая прежде проводилась всего лишь тремя отдельными инструментами на мелодической, а не гармонической основе.
   Для свингового биг-бэнда характерно массивное и полное звучание, часто применяется унисон, а также перекличка групп оркестра (антифон). Носителем ритма, как и в традиционном джазе, здесь является большой барабан, однако вместо двух ("ту-бит") акцентируются все четыре доли такта ("фоур-бит").
Один из признаков, отличающих музыку традиционного джаза от музыки свинга, имеет ритмическую природу. Если в традиционном джазе музыканты использовали двухдольную ритмику ("two beat"), то в конце 20-х годов в Гарлеме и в Канзас-Сити появляется новая манера игры с использованием четырех равнозначных ударов в такте, получившая название "four beat".
   Писатель и критик Барри Уланов в своей известной книге "История джаза в Америке"(1952) приводит, например, любопытные высказывания видных джазменов о свинге, этом важнейшем элементе джазового музицирования:
   Бенни Гудмен: "Свинг - это ощущение ускорения темпа, хотя вы по-прежнему играете в том же самом темпе".
   Джон Хэммонд: "0ркестр свингует, если его коллективная интерпретация ритмически интегрирована".
   Джин Крупа: "Полная и вдохновенная свобода ритмической интерпретации".
   Гленн Миллер: "Свинг нужно чувствовать, это ощущение, которое может быть передано другим".
   Чик Уэбб: "Неизменный темп, вызывающий ощущение легкости и расслабления, так что кажется, будто плывешь".
  
Элла Фитцджералд
: "Нечто неопределенное, излучаемое в виде пульса, имеющегося только у хорошего оркестра. При этом вы просто свингуете - и все!".
С другой стороны, французский интеллектуал, музыкант и писатель Андре Одер в своем научном анализе свинга ("Человечество и проблемы джаза", Париж,1954) прибегал к такой сложной терминологии, как базис и надстройка, инфраструктура и эквилибриум, релаксация и драйв, но наверняка проще всего об этом сказал великий Луис Армстронг: "Свинг - это то, чем в моем понимании является настоящий ритм". И действительно, возвращаясь к вопросу определения джаза, любой истинный джазовый исполнитель больше всего заинтересован в ритмическом значении этого слова, а не в чем-либо другом. Его привлекает суть бита, ритмическая структура, а не некий мифический трубач Джазбо Браун, от которого якобы произошло само слово "джаз", или что-то подобное из области дефиниций.
   Следует различать два значения термина "свинг" - обозначение стиля джаза эпохи биг-бэндов и название принципиального явления, возникающего в процессе джазового музицирования. Джазовый "свинг" возникает, как единое для музыкантов ансамбля и слушателей психофизическое состояние особого ощущения музыкального времени, постоянно нагнетаемого и разрешаемого конфликта отдельных музыкальных составляющих. Природа этого эффекта состоит в процессе формообразования в интонационных элементах музыки. Особенно ярко проявляется он в импровизационных видах музыкального искусства. В джазе "свинг" достигается различными приемами ритмического, фразировочного, артикуляционного, тембрового и др. характера, зависящими от стиля джаза. Джазмены обычно стремятся выработать свой индивидуальный арсенал "освинговывания" музыки. Это же может относиться и к ансамблевому и к оркестровому музицированию.
 
Также вы можете просмотреть статьи "Ранний свинг" и "Современный свинг"


Источник: http://www.jazzpla.net/
Категория: Свинг | Добавил: musical-art (25.01.2009)
Просмотров: 1366 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Поговорим о джазе [3]
История развития джаза [1]
Блюз [2]
Всё р блюзе
Регтайм [1]
Всё о регтайме
Спиричуэл [0]
Авангардный джаз [0]
Бибоп [2]
Диксиленд [1]
Классический джаз [0]
Кул [0]
Ладовый (Модальный) джаз [1]
Латиноамериканский джаз [0]
Свинг [3]
Смус-джаз [0]
Соул-джаз [0]
Фри-джаз [1]
Фьюжн [0]
Хард-боп [0]
Цыганский джаз [0]
Джаз-рок [0]
Фортепианные стили джаза [1]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Рейтинг@Mail.ru